rigby@mail.ru
Главная Дискография Интервью Книги Журналы Аккорды Заметки Видео Фото Рок-посевы Викторина Новое

   ХАНТЕР ДЭВИС. АВТОРИЗОВАННАЯ БИОГРАФИЯ БИТЛЗ

17. "ДЕККА" И ПИТ БЕСТ

          Будучи владельцем лучшего на севере страны магазина грампластинок, Брайен Эпстайн мог позволить себе иной раз прибегнуть к своим связям, и они срабатывали. Не осталась равнодушной к нему и фирма "Декка".
          В сфере торговли пластинками Брайен всегда был тесно связан с "Деккой". Он настойчиво склонял на свою сторону один отдел фирмы за другим, пока в конце концов не добился обещания от звукорежиссера приехать в Ливерпуль и посмотреть, чем это он так отчаянно хвастается.
          К концу декабря 1961 года из фирмы "Декка" прибыл Майк Смит. И сразу успех. Брайен в экстазе. "Фантастическая удaчa! Звукopeжиccep в "Kэвepн""
          На Майка Смита Битлз произвели сильное впечатление. Ему понравилось их звучание, и он обещал обеспечить им приезд в Лондон для прослушивания на студии. Во время прослушиваний идет проверка звучания, проверка исполнителей - их умения записываться. Конечно, такое студийное знакомство не бог весть что - в принципе подобные прослушивания ничего не решают. Но Брайен Эпстайн добился такого приглашения для группы Битлз из Ливерпуля.
          Прослушивание было назначено на 1 января 1962 года. Брайен поехал в Лондон поездом. А Битлз - Джон, Пол, Джордж и Пит Бест - со своим администратором Нилом Аспиналом выехали на автобусе в канун Нового года.
          - Я специально нанял огромный фургон. В Лондоне мне до сих пор бывать не приходилось, я и не мечтал об этом. На дорогу ушло десять часов, потому что возле Вулверхэмптона мы заблудились. В десять часов вечера мы приехали в Лондон, прямо в нашу гостиницу "Ройял" рядом с Рассел-сквер. И сразу отправились куда-нибудь перекусить. Сунулись в какую-то харчевню на Чаринг-Кросс-роуд. Вошли туда - настоящая шайка,- сели. А у них тарелка супа - 6 шиллингов! "Да вы шутите", - сказали мы. Тамошний вышибала велел нам тогда убираться. Мы и убрались. Пошли на Трафалгар-сквер, там по случаю Нового года было полным-полно пьяных и они падали в фонтан. Потом мы встретили на Шефтсбери-авеню двух накурившихся до одурения ребят, правда мы этого не поняли. А они как выяснили, что у нас есть фургон, так сразу стали проситься туда, чтобы покурить в фургоне свой гашиш. Мы заорали - нет, нет, нет! Совсем зеленые еще были. Испугались дико.
          На следующее утро Брайен явился в студию "Декка" первым, минута в минуту.
          - Представители фирмы опоздали, и я очень разозлился. Не потому, что нам не терпелось записать свои песни, - просто опоздание означало, что нас принимают как людей второго сорта.
          Наконец настала очередь Битлз. Ребята достали свои старые, видавшие виды усилители, но им сразу же велели положить их на место. "В гробу они видали нашу технику, - говорит Нил. - Пришлось работать с их аппаратурой, так что зря мы волокли наши усилители аж из самого Ливерпуля".
          Началась запись, и Джордж сдавленным голосом, зажавшись, пропел "The Sheik of Araby". Пол нервно выдал "Red Sails in the Sunset" и "Like Dreamers Do". Хотя они захватили с собой ноты собственных песен, но свои сочинения петь не стали. Брайен советовал им не высовываться.
          - Ребята порядком перепугались, - вспоминает Нил. - Одну песню Пол так и не мог спеть. У него все время срывался голос. Ребятам мешал красный свет. "А выключить его нельзя?" - поинтересовался я. "Если выключить красный свет, в студию начнут заходить люди", - ответили нам. Что-что? Мы даже не поняли, о чем идет речь.
          Они кончили записываться около двух часов, и все как будто остались совершенно довольны.
          - Майк Смит сказал, что запись получилась потрясающая, - говорит Пит Бест. - Мы решили, что дело в шляпе. В тот вечер Брайен пригласил нас на ужин в какой-то "Свисс Коттедж". Он даже заказал вина, но его почему- то так и не принесли.
          Неделя шла за неделей, однако никаких новостей не было. Битлз по- прежнему выступали в Мерсисайде, ожидая, что вот-вот объявится "Декка", превознесет их до небес и они прорвутся на большую эстраду. Наконец в марте Брайен с трудом выяснил через Дика Pay, хозяина Майка Смита в "Декке", что пластинку Битлз фирма выпускать не собирается. "Дик сказал мне, что там не понравилось, как они звучат. К тому же гитарные группы постепенно выходят из моды. Я ответил, что абсолютно убежден в том, что эти ребята станут куда более крупным явлением, чем даже Элвис Пресли".
          Брайену вежливо посоветовали вернуться к тому, что получается у него лучше всего: к продаже пластинок в Ливерпуле. Другой совет касался способа грамзаписи - ведь он может, например, за сотню фунтов получить студию и нанять звукорежиссера. День-другой ушел на размышления. Но к нему выкaзывали такое, на его взгляд, открытое пренебрежение, что, видимо, это была бы совершенно пустая трата денег.
          - Я думаю, - говорит Джон, - что "Декка" ожидала услышать сложившуюся группу. Мы же записывали пробу. Им бы надо было угадать наши возможности.
          Засим последовали долгие, безнадежные скитания по всем крупным фирмам грамзаписи. И каждая по очереди - "Пай", "Коламбиа", "ХМВ" и "ЭМИ" - отказывала им. Компании помельче тоже говорили твердое "нет".
          - Я последним узнал о том, что "Декка" нам отказала, - говорит Пит Бест. - Гораздо позже Джона, Пола и Джорджа. Из случайно оброненной фразы я понял, что им это стало известно уже несколько недель тому назад. "Почему же вы мне не сказали?" - спросил я. "Не хотели тебя огорчать", - ответили они.
          Ребятами попеременно овладевали то полное разочарование, то беспочвенный оптимизм, то надежда, что в конце концов все образуется.
          - Несколько раз мы ссорились с Брайеном, - рассказывает Джордж, - упрекали его в бездействии, - он, мол, ничего не делает, все взвалил на нас. Это, конечно, ерунда. Мы прекрасно понимали, как он выкладывается. Просто мы стояли против них.
          - Обычно мы поджидали Брайена на Лайм-стрит, - вспоминает Пол. - Он звонил нам, и мьл каждый раз надеялись, что услышим от него какие- нибудь хорошие новости. Но Брайен приходил с туго набитым бумагами портфелем, и когда мы заходили в "Панч энд Джуди", чтобы выпить по чашечке кофе, то узнавали, как "Пай", "Филипс" или еще кто-нибудь послали нас подальше.
          - И все-таки мы по-прежнему верили, что прорвемся и станем первыми, - продолжает Джордж. - Когда все шло совсем погано и ровно ничего нам не светило, мы справляли особый ритуал. Джон кричал: "Парни, куда мы идем?" Мы вопили в ответ: "На верх, Джонни, на самый верх!" - "На самый верх чего?" - "На самую верхушку самой макушки, Джонни!"
          Алистер Тейлор, помощник Брайена в "НЕМС", говорил, что нескончаемые путешествия Брайена по фирмам грамзаписи доводили его порой чуть не до слез. "Он давил на фирмы изо всех сил, но ведь существовало еще 10 000 групп, которые тоже давили как могли. У Брайена ничего не получалось".
          В декабре 1961 года газета "Мерси бит" объявила конкурс на самую популярную группу. У Джона и Пола до сих пор хранятся несколько экземпляров этого номера с вырезанными для заполнения анкетами. Под вымышленными фамилиями они заполнили дюжины таких анкет и везде на первое место поставили Битлз, а на последнее "Джерри энд Пейсмейкерз". Они совершенно искренне боялись, что победит эта группа. Все, конечно, голосовали за себя, поэтому попытки схитрить взаимоуничтожались. Так или иначе, Битлз победили с огромным преимуществом.
          Из этой победы Брайен выжал все возможное. На афише их выступления 24 марта громадными буквами было напечатано: "ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА "МЕРСИ БИТ"! ЗАПИСАННЫЕ НА ФИРМЕ "ПОЛИДОР"! НАКАНУНЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ТУРНЕ!" Их концерт состоялся в женском институте "Барнстон" - весьма скромная сцена для столь великих артистов.
          Европейское турне, канун которого так рекламировался, представляло собой, разумеется, третью поездку Битлз в Гамбург. Они отправились туда ровно через неделю, в апреле 1962 года.
          Битлз прилетели в ФРГ на самолете - впервые в жизни. "Это Брайен заставил нас лететь. По дороге всех выворачивало наизнанку", - признается Пит Бест.
          На этот раз им предстояло играть в клубе "Стар", самом большом гамбургском заведении подобного рода. "Там даже занавес висел", - говорит Джордж. Астрид, горевавшая по Стю, сначала не бывала на их концертах, но ребята превзошли себя, чтобы заставить ее встретиться с ними, принесли ей подарки и обласкали ее. Астрид признается, что если у нее когда-то и возникали легкие подозрения по поводу их жестокосердия, то теперь они исчезли навсегда. "Никогда не думала, что они такие добрые", - говорит Астрид.
          Тем временем в Великобритании Брайен предпринимал последние попытки хоть кого-то заинтересовать группой. Он решил в последний раз выложить для этого деньги.
          Обычно он приносил в фирмы грамзаписи пленки, которые были в свое время сделаны специально для январского прослушивания в "Декке". Брайен считал, что если из записей Битлз удастся сделать пластинку, то это, с одной стороны, произведет большее впечатление, с другой - ее легче будет носить и показывать.
          Отца Брайена все больше раздражала та пустая трата времени, которой он считал возню сына с Битлз. "Я сказал отцу, что хочу отвезти мои записи в Лондон и попытаться в последний раз - пан или пропал". Отец согласился, считая, что это не потребует больше одного-двух дней.
          Брайен отправился на Оксфорд-стрит, в фирму грамзаписи "ХМВ", представляющую собой обычный магазин, хотя и огромных размеров, один из филиалов обширной империи звукозаписывающей фирмы ЭМИ". Брайен поговорил со своим знакомым и посоветовался, как сделать из его пленок пластинку.
          - Звукоинженер, осуществивший перепись, сказал мне, что получилось совсем недурно. Он даже решил подняться на этаж выше и замолвить словечко музыкальному издателю, Сиду Колману. Колман страшно разволновался, заявил, что хотел бы издать их, что он обязательно поговорит об этом со своим другом из "Парлофона" Джорджем Мартином.
          Договорились, что на следующий день Джордж Мартин придет в "ЭМИ". "Парлофон", один из филиалов "ЭМИ", однажды уже отверг Битлз. Джордж Мартин послушал пластинку и сказал, что ему нравится, как поет Пол и играет на гитаре Джордж. Это были два основных замечания. Мартину к тому же очень понравилось, как Джон спел "Hello Little Girl", а Пол - "Till There Was You"
          Джордж Мартин обстоятельно и спокойно обсудил с Брайеном все вопросы и наконец сказал, что это очень "интересно". Достаточно интересно для того, чтобы устроить группе прослушивание.
          Шел май 1962 года. Битлз были в Гамбурге. Брайен пулей вылетел из "ЭМИ" и отправил им телеграмму с доброй вестью.
          - Мы еще валялись в постели. У нас шел за почтой тот, кто вставал первым. В этот день первым поднялся Джордж, он принес телеграмму: "Поздравляю мальчики "ЭМИ" предлагает сеанс записи. Пожалуйста отрепетируйте новый материал".
          - Мы чуть с ума не сошли от радости. Джон и Пол начали срочно сочинять новую песню. Брайен приехал взглянуть на нас, заключил с нами новый контракт, кажется по 85 фунтов на каждого в неделю. Он считал, что "Love Me Do" очень подойдет для записи.
          Клаус отмечает, что встреча с Брайеном Эпстайном в Гамбурге вызвала в нем разочарование. "Он мне совершенно не понравился. Робкий, стеснительный... Какая там сильная личность! Я представлял его себе совершенно иначе и, увидев Брайена, просто пал духом. Он произвел на меня удручающее впечатление. У меня сложилось свое представление о будущем менеджере Битлз. Это должен был быть крупный босс, в высшей степени динамичный, а не какой-то неуверенный в себе новичок".
          Но Битлз были наверху блаженства. Клаус вспоминает, в какой восторг они пришли от новостей из "ЭМИ", как побежали показывать свои контракты в "Полидор", - ведь там использовали их всего лишь как сопровождающую группу, а не как солистов.
          - Однажды я отправился пройтись по набережной с Полом и Джорджем, и Джордж пустился в рассуждения по поводу денег. У него их будет куча, уверенно заявлял Джордж, он это чувствует. Он купит дом с плавательным бассейном, а потом еще и автобус для отца - ведь тот работал шофером, - вспоминал Клаус.
          Ребята вернулись из Гамбурга в начале июня 1962 года. 6 июня в присутствии Джорджа Мартина состоялось их прослушивание в студии "ЭМИ" в Сент-Джонс-Вуд.
          Расторопный Брайен заранее послал Джорджу Мартину красиво отпечатанный на фирменной бумаге список номеров, которые Битлз исполнят для него, если, конечно, мистер Мартин не возражает. Список включал несколько оригинальных сочинений: "Love Me Do", "P.S. I Love You", "Ask Me Why" и "Hello Little Girl". Но основу его составляли шлягеры типа "Besame Mucho".
          Джордж Мартин прослушал все и сказал: "Очень мило". Они ему понравились. Наконец-то он наяву увидел ребят, о которых так много слышал oт Брайена. Очень мило. Он даст им знать.
          Тем и кончилось. Не то чтобы они сильно расстроились или сникли - нет. Но они ждали более определенной реакции. На следующий день Битлз возвратились в Ливерпуль и вновь включились в обычный круговорот разовых ночных концертов, которые предусмотрительно устроил им Брайен, пока группа выступала в Гамбурге. Первый концерт прошел в "Кэверн" в субботу вечером 9 июня под девизом "Добро пожаловать домой", а в понедельник им предстояло принять участие в радиошоу Би-би-си, о котором тоже сговорился Брайен. После этого их концерты были расписаны с июля и до конца сентября: "Кэверн", "Касба", "Нью-Брайтон Тауэр", "Норсвич Мемориэл- холл", танцевальный зал "Маджести", "Биркенхед", танцзал "Плаза", "Сент Хеленз", зал гольф-клуба "Ульме", концертный зал телефонной компании "Ройял Айрис Ривер Круиз".
          Как обычно, Брайен посылал каждому из ребят отпечатанные на машинке памятки, где были указаны все детали предстоящих выступлений. Здесь же прописными буквами были выделены напоминания о том, как им надлежит себя вести: "Пятница, 29 июня, 1962 г. Танцевальный зал "Тауэр", Нью-Брайтон
          Нил заберет вас между 6.45 и 7.00 часами вечера, чтобы привезти в "Тауэр" к 7.30. Это вечер Лича, он организовал для вас как главных звезд афиши блестящую рекламу. Имея в виду это, а также тот факт, что по целому ряду вопросов он шел в последнее время нам навстречу, я бы хотел, чтобы вы отблагодарили его великолепным выступлением, одним из лучших ваших выступлений! К тому же это вечер накануне свадьбы Сэма! Соберется огромная аудитория, немало заплатившая, чтобы услышать и увидеть Битлз. Программа, последовательность, костюмы, белые рубашки, галстуки и т.д. и т.п. - все должно быть продумано. Выступление продлится час.
          N.B. В номере "Мерси бит", который прилагается, название Битлз повторяется по грубому подсчету раз 15. Из 10 страниц "Мерси бит" Битлз фигурируют на шести. Реклама уже была, ее станет еще больше, поэтому жизненно важно соответствовать ей. Прошу ВСЕХ иметь в виду, что во время выступления СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить, есть, жевать и пить".
          Все это время Брайен тщетно пытался договориться о выступлениях группы за пределами Мерсисайда. Летом ему наконец удалось устроить им концерт в Питерборо, но дело кончилось полным провалом. Никто не знал Битлз, никому они не понравились. Как говорит Артур Хауз, пригласивший их менеджер: "Публика уселась на ладошки".
          Битлз с нетерпением ждали известий от Джорджа Мартина. Он сказал, что даст знать, когда им надо будет приехать, чтобы записаться по- настоящему.
          В конце июля Брайен получил наконец весточку от Джорджа Мартина, который предлагал им подписать контракт с фирмой "Парлофон". И теперь Мартин размышлял, какие песни им записывать. Брайен, так же как Джон, Пол и Джордж, был без ума от счастья.
          Питу Бесту они ни о чем не сказали. - Вечером 15 августа мы играли в "Кэверн", - вспоминает Пит. - На другой вечер нам предстояла поездка в Честер, и я должен был отвезти туда Джона. Когда мы уходили из клуба, я спросил у Джона, в котором часу мне заехать за ним, чтобы отправиться в Честер. "Не надо, - сказал он, - я сам доеду". Я удивился: в чем дело? Но его уже и след простыл. Он выглядел испуганным. Потом позвонил Брайен и сказал, что хочет увидеться со мной и Нилом на следующее утро в своем офисе. Нил повез меня к Брайену на машине. Брайен был очень смущен и не излучал оптимизма, как обычно. Он никогда не скрывал своих чувств, и я сразу заподозрил что-то неладное. Брайен выглядел каким-то суетливым. Он сказал: "Я припас для вас не слишком хорошие новости. Ребята требуют, чтобы вы покинули группу и вместо вас пришел Ринго". У меня земля поплыла под ногами. Я был оглушен. Минуты две я не мог вымолвить ни слова. Потом накинулся на него с вопросами, но ничего вразумительного он мне не ответил. Джорджу Мартину, сказал он, не очень понравилось, как я играю. Ребятам кажется, что я не подхожу им. Но ничего более определенного я не услышал. Наконец я сказал, что ж, раз так, пусть будет по-вашему. Я вышел, рассказал обо всем Нилу - он ждал меня снаружи. Наверное, я был очень бледным. Я сказал ему, что после двух лет работы меня вышвырнули вон. Непонятно почему. Мне не дали прямого ответа. Вышел Брайен и заговорил с нами обоими. Он спросил, смогу ли я играть с ними до конца недели, пока приедет Ринго. "Ага", - ответил я и ушел. Пропустил пару пинт пива. Я не сказал о том, что случилось, ни одной живой душе - не знаю, как это стало всем известно. Я никому не говорил.
          Однако новость распространилась мгновенно, и в Ливерпуле поднялась буча. Газета "Мерси бит" вышла 23 августа с шапкой: "Экстренный выпуск "Мерси бит". Битлз меняют ударника". Причина не называлась; написано было, что музыканты расстались по-дружески. Но в конце статьи сообщалось, что 4 сентября Битлз отбывают в Лондон, чтобы записываться в "ЭМИ". Поклонники Пита Беста, хоть их набралось и не так много, как у Пола Маккартни, пришли в дикую ярость. Их кумира выкинули в тот момент, когда к Битлз наконец пришел успех. Они маршировали по улицам, торчали у магазина "НЕМС" с плакатами, пикетировали выход из "Кэверн" и вопили во время концертов. Они обрушивали свой гнев на Джона, Пола и Джорджа, но врагом номер один стал для них Брайен Эпстайн.
          - Изгнание Пита Беста поставило меня в ужасное положение, - рассказывал Брайен. - Это была первая серьезная проблема, с которой я столкнулся. Буквально за одну ночь я стал самой ненавистной фигурой на бит-сцене. Два вечера я не мог приблизиться к "Кэверн", потому что ее осаждали толпы фанатиков, скандировавших: "Пит - всегда, Ринго - никогда" или "Пит - Лучший" [Игра слов: бест (best) - лучший (англ.)]. Но я не мог долго там не появляться, и поэтому Рэй Макфол нанял мне телохранителя.
          Поклонники Пита Беста пытались добраться до Битлз, чтобы сквитаться с ними. Сторонники Джона, Пола и Джорджа старались помешать им. А те, кто болел за Ринго, оставались в стороне от разразившихся баталий. Во время этих боев пострадали несколько девчонок; что касается Битлз, то только Джордж удостоился фингала под глазом.
          Ливерпуль кишел слухами. Мэл Эванс, тогдашний вышибала "Кэверн", говорил, что люди толкуют, будто все, дескать, вышло из-за того, что Пит не желал улыбаться. Другие настаивали, что причина - в нежелании Пита изменить прическу. В любом случае мало кто считал, что к этому делу не приложил руку Брайен.
          - Я знал, какой популярностью пользуется Пит. Изумительно красивый, всегда окруженный толпой обожателей. У нас были прекрасные отношения. Более того, именно его я узнал раньше всех, потому что понял, что действовать надо через Пита, да и познакомиться с ним было проще. Поэтому я страшно расстроился, когда эта тройка пришла ко мне как-то вечером и заявила, что Пита они больше не хотят. Они хотят Ринго. Такой вариант намечался уже давно, но я все же надеялся, что обойдется без этого.
          Поскольку Брайена вовсе не радовало изгнание Беста, он придумывал этому разные оправдания. Говорил, например, что Пит не понравился как ударник Джорджу Мартину. Это было полуправдой, но вовсе не главной причиной, по которой от парня избавились.
          - Я предложил Питу пристроить его в другую группу. Хотя меня несколько раздосадовало, что он не пришел в тот вечер в Честер, как обещал. Я ждал его. Я тогда просто не осознавал, что еще раз встретиться с ребятами было выше его сил.
          - Как я мог? - говорит Пит. - Зачем же идти, если они не хотят больше со мной играть?.. Две недели я просидел дома, не знал, что делать. У дверей все время дежурили "пташки". Они разбили в саду лагерь и зазывали меня к себе.
          Нил считает, что главный виновник происшедшего - Джордж. Джон был очень близок с Питом, а Пол никогда не сделал бы ничего подобного по собственной инициативе. Наверное, они все поговаривали об этом, но последнюю каплю подлил Джордж, так как именно он был самым оголтелым почитателем Ринго. Доказательство - фингал, который навесили именно Джорджу.
          Самую простую теорию выдвинула миссис Бест. "Их сделал именно бит Пита Беста. Они завидовали ему и решили избавиться от него. Пит не представлял, сколько у него осталось поклонников. Тихий, стеснительный, лишний раз рта не раскроет - не то что некоторые. Пока не появился Брайен, он был их менеджером, устраивал им выступления, получал сборы. Я воспринимала их как его друзей. Столько помогала им с концертами, одалживала им деньги, кормила, когда они были голодные. Я вложила в них больше, чем их собственные родители".
          Для гнева миссис Бест, безусловно, существуют оправдания. Изгнание Пита Беста - один из немногих неприглядных эпизодов в истории Битлз. Что- то нечистое было в том, что Пита вышвырнули исподтишка. Разумеется, большинство людей так бы и поступили, добившись, чтобы грязную работу выполнил менеджер. Но каждый из ребят, в особенности Джон, всегда были подчеркнуто честны и открыты в отношениях друг с другом.
          Правда и то, что Пит долго служил им верой и правдой. Но вот утверждение миссис Бест, что в дальнейшем Битлз лишь воспроизводили звучание, которое создал Пит Бест, очень далеко от истины. Хотя игра Пита на ударных, безусловно, способствовала успеху группы.
          - Когда мы вернулись из Гамбурга, - рассказывает Пит, - я страшно громко играл на своем бас-барабане, выдавая очень мощный бит. Это была новость для Ливерпуля, там такого еще не слыхали, - все играли в стиле "Шздоуз". Даже Ринго в группе Рори Сторма стал копировать наш бит задолго до того, как все остальные ударники последовали нашему примеру. Именно такой способ игры на ударных рождал необычайно громкое звучание, которое мы давали.
          Другие свидетели той поры считают, что Пит продержался с Битлз так долго вовсе не из-за своего мощного звука, - просто у них постоянно была проблема с ударником. Им нужен был настоящий хороший ударник, без которого они не могли двигаться вперед. И когда он появился, в него вцепились. Не потому, что он был каким-то особенным, а потому, что ребята знали, каково обходиться вообще без ударника.
          - Но если я им не годился, не был "выдающимся", почему же я продержался в их группе два с половиной года? Почему они не взяли другого ударника, когда мы вернулись в Ливерпуль в первый раз? Их было полно. Почему они не пригласили Ринго тогда, а сделали это только теперь, когда к ним пришел первый крупный успех?
          Трудно определить, что делает ударника просто хорошим, а что - выдающимся, но есть основания сомневаться в том, что Пит вписывался в группу как личность. Астрид и Клаус заметили это еще в Гамбурге, хотя сам Пит ни о чем не подозревал. В отличие от Пита Стю с самого начала понимал, почему на него нападают. Пит же ощущал себя неотъемлемой частицей бытия группы и, естественно, был совершенно поражен, когда вдруг после столь долгой совместной работы наступил разрыв.
          И тем не менее ради будущего Пита, вне зависимости от того, что ожидало впоследствии самих Битлз, надо было аккуратнее, честнее и увольнять его, и в особенности сообщить ему об этом. Может быть, прежде чем предложить Питу уйти, надо было подыскать ему работу в другой группе.
          Теперь, конечно, легко рассуждать. Ведь тогда никто еще не знал, какой успех ждет Битлз и что теряет Пит. Сами ребята чувствовали себя в какой-то степени виноватыми, но продолжали настаивать на том, что приняли решение сообща, а вовсе не один Джордж. Они всегда чуяли в Пите чужака, и его уход был предрешен.
          - Мы струсили, когда надо было расстаться с ним. Взвалили все на Брайена. Но от нас такое ему было бы еще тяжелее услышать. Если бы мы заговорили с ним сами, то дело наверняка закончилось бы дракой. Так ушел Пит и упустил свой шанс в шоу-бизнесе. Но для Битлз у этого печального происшествия был и счастливый конец: Ринго Старр.

Назад к оглавлению