1969
Мы как-то собрались в "Apple" и я сказал: "Думаю, настало время, когда мы должны что-то сделать". Все они в этот момент были рады бездельничать, потому что получали кайф от возможности жить так. Ребята они были богатые, жили в прекрасных домах, все поголовно женатые... Но я сказал им: "Парни, давайте! Мы не можем стоять на месте. Мы должны сделать нечто, ведь мы же Битлз!
Я спросил: "Почему бы нам не сделать фильм? По-моему, это было бы замечательно". И они согласились с этим. Я помню, Джон сказал: "Я - за", - он хотел работать. Что ж, говорю, тогда все в порядке. После этого я стал слегка изводить их этой идеей, чтобы они не расслаблялись.
Вначале мы думали сесть на корабль, на океанский лайнер, и сделать об этом историю. Выступить в танцевальном зале или что-нибудь подобное в этом роде. Но, в конце концов, было решено арендовать большую киношную студию "Твинкинхэм", репетировать там и закончить все концертом.
Конечно же, я предполагал, что общая атмосфера будет накаляться, и что они не станут все это делать с большой охотой. Я думаю, одно время у них были мысли: "Да что он себе позволяет! Он кто, Бетховен?" Но я просто был тем, кому действительно нравилось работать над чем-то новым...
В общем, в середине съемочного процесса группа стала фактически распадаться, что, конечно же, повлияло и на картину. Во время съемок у меня с Джоном возникло несколько напряженных моментов, хотя, вспоминая их, я думаю, что для той ситуации это было нормально. Обычно мы не позволяли себе опускаться до выяснения отношений и поэтому не стали выносить наши размолвки на всеобщее обозрение.
И вот, представьте, месяцы спустя, когда фильм вышел на экраны, мы получили "Оскар" за музыкальные номера. Этот "Оскар" стал нашим единственным "Оскаром" за все время существования Битлз. Так стоило работать или нет?
|
Так вспоминал Маккартни о съемках фильма "Let It Be" и о фактическом начале распада группы. Съемки начались 2 января, и я с грустью открываю свои заметки о 1969 годе этим фактом.
30 января - Битлз дают свой последний концерт, который проходит на... крыше здания фирмы "Apple". Они успели спеть лишь несколько песен, так как подоспевшая полиция прекратила выступление "в виду нарушения тишины в центре столицы Объединенного Королевства".
Майкл: "Во время съемок фильма "Let it be" я зашел в контору фирмы "Apple", намереваясь продемонстрировать свое новое кожаное пальто. Съемки были в самом разгаре. Я начал играть (конечно, при закрытой крышке) на пианино, подражая Билли Престону. Зашел Пол и, увидев меня, заорал: "О, кого я вижу! Майк Макгир!"
Братец мой вообще-то с приветом. Тогда он носил бороду и почти не мыл волосы. Он называл это "периодом возврата к корням"".
31 января - после 30 дней работы, когда было отснято 28 часов киноленты и более 100 часов музыки было записано на пленку, Битлз завершили работу над фильмом "Let It Be".
ПОЛ О РАБОТЕ НАД ЗАГЛАВНОЙ ПЕСНЕЙ К ФИЛЬМУ
Перед тем как создать эту песню, у меня был период глубокой депрессии. Думаю, в значительной степени из-за наркотиков. Это был безумный отрезок моей жизни, многие вещи казались мне лишенными смысла. Я ходил по ночным клубам, цепляя девочек. Но у меня не было ничего внутри, под верхним слоем такой бурной жизни.
Я помню одну ночь, когда, лежа в кровати, почувствовал себя по-настоящему плохо. Тогда мне приснился сон. Мне снилась мать, которая умерла за много лет до этого. И мама сказала: "Все будет хорошо, не волнуйся, все образуется". Это было такое огромное облегчение... После той ночи я написал Let it be. Этот сон мне помог, действительно помог. Тогда я впервые оказался на самом краю бездны...
|
3 февраля - Пол играет на гитаре, басу, ударных и подпевает в песне My Dark Hour в качестве участника группы The Steve Miller Band. На обложке пластинки он значится как Paul Ramon - это псевдоним, которым он пользовался в 1961 году, когда группа называлась Silver Beetles.
(Со Стивом Пол будет сотрудничать вновь лишь через 17 лет, во время работы над диском Flaming Pie.)
12 февраля - Пол регистрирует свою собственную издательскую компанию - "Abagrove Limited".
21 февраля - на "Apple" выходит альбом Мэри Хопкин Postcard, который продюсирует Маккартни. Он оформляет обложку пластинки, фотографии для которой делает Линда, и исполняет партию гитары в песнях Lord of the Reedy River и Voyage of the Moon.
В этот же день в Англии на фирме "CBS" выходит сингл группы The Fourmost - Rossetta/Just Like Before. Продюсер пластинки Пол Маккартни.
28 февраля - раскол в группе усугубляется. В этот день Джон Леннон объявляет, что его личным менеджером становится американский адвокат Алан Кляйн. Джон предлагает его на должность менеджера всей группы, и его поддерживают Джордж и Ринго. Маккартни, наслышанный о Кляйне, как о "нью-йоркском шакале", против. На этот пост он предлагает адвоката Ли Истмана - отца Линды. Так начался конфликт.
КТО СТАНЕТ НОВЫМ МЕНЕДЖЕРОМ БИТЛЗ?
Как только Джон узнает о родственных связях Ли Истмана с Линдой, он еще больше давит на остальных, заявляя: "То, что нравится Маккартни, не для меня..." Его подозрительность становится маниакальной. "У меня теперь есть собственный пес, который будет присматривать за псами Маккартни". Еще один его перл...
И это, несмотря на то что Мик Джаггер, имевший дела с Кляйном, предупреждал об опасности такого союза. "Неужели Джон не понимает, какой это страшный человек". Однако Леннон стоял за Алана горой.
(Кляйн некоторое время был менеджером Rolling Stones, однако из-за его нечистоплотности группа поспешила от него избавиться.)
Пол пробовал уговаривать остальных битлов, но те с подозрением относились к Истману - ведь он был почти что родственником Пола! На что Маккартни с горечью замечал: "Я думал, вы знаете меня лучше. Ли подходит больше, потому что он честнее в бизнесе, а не потому, что он - отец Линды". Но его так и не услышали, и Кляйн стал менеджером группы...
Пол: "Насколько я знаю, Кляйн первым задал Джону вопрос, который до этого не задавал никто: "А что хочет Йоко?""
Время рассудило их. Прав оказался Маккартни, но всеобщее отрезвление пришло лишь в 1973 году, когда Леннон, Харрисон и Старр подали в суд на Кляйна, обвиняя его в финансовых махинациях.
Впрочем, группы на тот момент уже не существовало...
|
1 марта - Пол принимает участие в записи (исполняет партию гитары) и продюсирует песню Goodbye, им же и написанную. В исполнении Мэри Хопкин она вскоре будет выпущена в виде сингла на фирме "Apple". Кроме того, по телевидению будет показан ролик об их совместной работе.
4 марта - утром Пол, Линда, Мэри Хопкин и принцесса Англии Маргарет присутствуют на съемках фильма "Magic Christian", в котором снимается Ринго Старр. А вечером Пол присутствует в "Odeon Theatre" на премьере картины "Isadora" с Ванессой Редгрейв в главной роли.
11 марта - Пол и Линда объявляют, что их свадьба состоится на следующий день. И пока Маккартни в студии принимает участие в записи песни Thumbin' a Ride певца Джекки Ломэкса, Линда в Мэрилбонской брачной конторе ("Marylebone Register Office") заполняет необходимые для замужества документы.
Из-за сеанса звукозаписи Пол забыл вовремя купить Линде обручальное кольцо. Поэтому в ночь перед свадьбой он был вынужден убеждать местного ювелира, чтобы уже после закрытия тот снова открыл магазин. Простое золотое обручальное кольцо обошлось Маккартни всего в 12 фунтов...
12 марта - Свадебная церемония была назначена на 9.45 утра. Однако из-за того, что свидетелем Пола был его брат Майкл, все началось на 45 минут позже. (А все потому, что Майк добирался в Лондон из Ливерпуля, поезд задержался, и свидетель прибыл на церемонию с опозданием.)
Зарегистрировал брак служащий по фамилии Сандерс (Sanders).
Далее. Во избежание встречи с фанами, свадебная вечеринка была устроена в соседнем от "загса" здании, куда все участники торжества прошли через черный ход. На вечеринке произошел смешной случай.
Журналисты, которым посчастливилось оказаться там, поинтересовались у Линды, имеет ли она отношению к семейству магнатов фотоиндустрии Истман-Кодак. На что Линда, которую уже успели достать этим вопросом, лишь устало покачала головой. И тогда Пол под всеобщий смех присутствовавших состроил ужаснейшую гримасу, побледнел и завопил, обращаясь к ней: "Что!!! Ты меня надула. А как же мои денежки!"
Впрочем, шутки-шутками, а церковь ждать не станет, поэтому вскоре участники торжества отправились на церемонию венчания, которая проходила в англиканском соборе "St. John's Wood Church".
Ну а завершились свадебные гулянья в отеле "Ritz". Однако этим же вечером Пол вернулся в студию, чтобы завершить работу над песней Джекки Ломэкса Thumbin' a Ride.
И надо же такому случиться! В тот момент, когда происходило бракосочетание Пола и Линды, английская полиция, предварительно проведя обыск, арестовала по обвинению в хранении наркотиков Джорджа Харрисона с супругой. Они отсидели несколько часов в камере полицейского участка в Эшере и были выпущены под залог, заплатив по 250 фунтов за счастье ночевать дома, а не в каталажке. Словом, свадебный день четы Маккартни, чета Харрисонов запомнила на всю жизнь.
Поскольку Линда Истман в этот день стала женой Пола, в самый раз посвятить ей очередное отступление.
ЛИНДА
Линда Луиза Истман (Eastman) родилась в Нью-Йорке 24 сентября 1941 года. С миром музыки она связана с детства. В 1947 году американский композитор Джек Лоуренс (Jack Lawrence), который был знаком с ее отцом Ли Истманом (как было сказано выше, он был преуспевающим юристом в шоу-бизнесе), посвятил юной леди песню Linda. Эта композиция в исполнении оркестра под управлением Рэя Нобла (вокалист - Buddy Clarke) была хитом No.1 в США.
В детстве девочке жилось вольготно. Она получила хорошее образование, но когда ей исполнилось семнадцать, случилось событие, которое сделало ее судьбу во многом сродни с судьбами Джона и Пола. В авиационной катастрофе погибает мать Линды - Луиза (урожденная Линдер).
Несколько месяцев после этого Линда в шоке слонялась по Нью-Йорку, а потом заявила отцу, что выходит замуж. Ее супругом стал геофизик по имени Джон Си (John See).
Вскоре (31.12.1963) у них рождается дочь Хизер (Heather - по-шотландски "вереск"). Однако брак распадается...
Несколько телефонных звонков, и Линда устраивается обозревателем в нью-йоркский журнал "Town and Country". Там ей спихивают самую рутинную работу - отвечать на телефонные звонки и т.п., но однажды в редакцию пришло приглашение на съемку группы Rolling Stones, которая отдыхала на борту яхты, пришвартованной к одной из городских набережных.
Линда: "Я взяла свой "Pentax" и отправилась на набережную во всеоружии (с распущенными волосами и в мини-юбке - а как же иначе, я ведь должна была произвести впечатление). Вскоре я уже была на борту и сделала много хороших снимков. Когда я снова оказалась на набережной, меня сразу же окружила толпа журналистов. Все они совали мне свои визитные карточки - еще бы, ведь им были очень нужны фотографии "роллингов". Позже, когда я проявила пленки, - результат был поразительный".
Музыкантам Rolling Stones Линда тоже понравилась. Мику Джаггеру она показалась удивительно свежей, остроумной, ободряющей. Фотографии группы, сделанные Линдой, были напечатаны во многих газетах и журналах. К тому времени Линда на какое-то время стала подружкой Джаггеpa. Позже она написала для женского журнала заметку о "ночи с Миком". В ней Линда рассказала, что они сидели ночью в гостиничном номере и звонили на все радиостанции, заказывая для себя музыку. После отъезда "роллингов", в Нью-Йорк приехала другая английская группа - Animals, и у Линды был роман с ее лидером Эриком Бердоном.
Впрочем, помимо романов, она всерьез увлеклась фотографией и сделала много отличных снимков таких выдающихся артистов, как Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Пит Тауншед и Боб Дилан.
С Битлз Линда впервые встретилась в 1965 году в Австрии, где те снимались в фильме "Help". Потом она снимала их во время последних американских гастролей - 23 августа 1966 года - перед выступлением на стадионе "Shea". Но в тот момент она - всего лишь заурядный представитель многочисленной армии надоедливых журналистов.
Линда: "Однажды мне поручили сделать несколько снимков для книги "Rock and Other Four-Letter Words". Я хотела снять Стива Уинвуда и Битлз, и для этого полетела в Англию. Там я встретилась с Брайаном Эпстайном. Показала ему свои работы, они ему понравились, и он отправил меня снимать группу".
Эта фотосессия состоялась 19 мая 1967 года на вечеринке, организованной для прессы по поводу выхода альбома Сержант Пеппер. Впрочем, к этому времени Линда уже представлена Полу (см. 15.05.1967). Далее начинается таинство любви, и посему удовлетворимся тем, что почти через два года после знакомства Пол и Линда обвенчались...
Довольно часто в литературе о Битлз Линду пытаются представить заурядной и несимпатичной девушкой, на которой Пол женился по глупости. Однако такой подход кажется мне крайне неубедительным.
Действительно, Линда не была образчиком классической красоты, но что-то в ее чувстве юмора и уверенности в себе, в нестандартном взгляде на вещи делало Линду сексуально привлекательной и желанной.
Линда: "То, что я жена Пола, наверное, делает меня важной персоной, но если бы я не стала ею, то металась бы по жизни. Мне нравится метаться. Я очень любопытна и люблю пробовать то, чего никогда раньше не делала. Я была такой и до встречи с Полом. Меня может привести в восторг какое-нибудь цветное стекло, которого я никогда раньше не видела, или великолепный закат - я физически возбуждаюсь!!!
Я снимаю не для того, чтобы публиковать фотографии (ведь, что касается денег, я обеспечена с детства), а для себя. Я ищу характеры, пытаюсь показать в фотографиях какие-то струны души".
P.S. Мне на глаза попалось интервью, которое Хизер Маккартни дала газете "Sunday Times" (оно опубликовано 28 ноября 1999 года).
Хизер Маккартни: "Мама обладала сильным характером, который она унаследовала от своих российских предков. Ведь в свое время ее дедушка с бабушкой перебрались в Америку именно из России".
Комментарии, как говорится, излишни!
|
16 марта - Пол, Линда и ее шестилетняя дочка от первого брака Хизер летят в Нью-Йорк к родителям невесты и проводят там три недели.
15 апреля - в Англии выходит сингл Битлз - Get Back/Don't Let Me Down. Сторона "А" - автор Пол, "Б" - Джон. Пластинка по традиции занимает первое место. Кстати, история песни Get Back представляется довольно интересной.
В первоначальном варианте ее текст посвящен пакистанским рабочим, которые хоть и занимались самой низкооплачиваемой работой, но все равно вызывали раздражение и ненависть у некоторых коренных англичан. В окончательной версии - это история, в которой намешаны и трансвеститы, и наркотики, и еще черт знает что...
4 мая - Пол и Линда, Джон и Йоко, Роджер Мур, Шон Коннори и Кристофер Ли присутствуют на вечеринке, которую устраивают Ринго Старр и актер Питер Селлерс по поводу завершения съемок кинокартины "Magic Christian".
15 мая - в этот день Пол навещает своих родственников в Ливерпуле и в доме отца дает большое интервью своему бывшему однокласснику по "Ливерпульскому институту" Рою Корлетту (Roy Corlett). Ныне Рой - сотрудник местного отделения "Би-Би-Си".
17 мая - чета Маккартни объявляет, что Линда беременна, и в тот же день улетает во Францию, где проводит время в Каннах и Пампелоне.
8 июля - Джон Истман (сын Ли Истмана) посылает всем битлам письмо с серьезной критикой финансовых мероприятий Кляйна, которые тот предпринимает от имени группы.
18 июля - в португальском филиале фирмы "EMI" выходит сингл певца Карлоса Мендеса (Carlos Mendes) с песней Маккартни Penina. Вот что Пол рассказывал об истории написания этой песни.
Пол: "Я находился в Португалии на каникулах и однажды, вернувшись под вечер в отель, изрядно принял. В гостиничном зале играл оркестр, и так получилось, что, в конце концов, я присоединился к нему и поиграл у них на ударных. Отель назывался "Пенина", и я написал песню под таким названием. Кто-то попросил меня, и я отдал ее. Не думаю, что когда-нибудь запишу ее сам".
(На момент написания этой книги этого действительно не произошло, но тем не менее песня имела популярность. Об этом свидетельствует тот факт, что в декабре 1970 года голландский певец Джотта Херре (Jotta Herre) записал еще одну ее версию. Она была выпущена фирмой "Phillips" на сингле Penina/North.
31 июля - Битлз заканчивают работу над своим финальным альбомом Abbey Road. В этот день они последний раз вчетвером принимают участие в совместной записи.
Внешне между музыкантами вроде бы царил мир да согласие, но напряженность все же ощущалась. К конфликтам Маккартни и Леннона прибавились стычки Пола с Джорджем и Ринго.
Пол: "Я сильно давил на них, и однажды Джордж и Ринго повернулись ко мне и сказали: "Послушай, черт побери! Мы уже достаточно взрослые и можем обойтись без твоей опеки". Для людей, которые, подобно мне, не осознают, что слишком доминируют, слышать такое было довольно странно. Я немедленно замолчал, отстал от них и подумал: "Хорошо, все правильно, они правы. Я просто дерьмо"".
Первоначально альбом собирались назвать Эверест, и на обложке предполагалось поместить фотографию группы на Гималаях. Но когда подошел срок выхода пластинки, желание ехать на "крышу мира" пропало, и Пол предложил сфотографироваться на пешеходном переходе возле студии звукозаписи "EMI" и назвать пластинку Abbey Road.
9 августа - Мэри Хопкин в компании с Полом (бас и электрогитара) и Ринго (ударные) записывает песню Que Sera, Sera. Мэри исполнила ее на французском языке, и сингл был выпущен 19 сентября только во Франции. Продюсер записи Пол.
26 августа - выходит в свет альбом Abbey Road, которому по итогам 1969 года будет присуждена премия "Grammy" в номинации "Лучшая звукозапись года".
28 августа - в лондонской клинике "Avenue Clinic" у Линды и Пола рождается дочь, которую в честь матери Пола назвали Мэри. Во время родов Пол находился рядом с женой, помогая ей перенести столь тяжелое испытание. ( 12 сентября 1977 года здесь же у них родится сын Джеймс.)
25 сентября - Пол и Линда присутствуют на мировой премьере знаменитого фильма "Полуночный ковбой" ("Midnight Cowboy"). Она проходила в кинотеатре "London Pavilion".
12 октября - диск-жокей из Детройта Росс Гибб заявил, что получил анонимный звонок о том, что Маккартни погиб в автокатастрофе в 1966 году и впоследствии был заменен двойником. Эта версия мгновенно попала на первые полосы газет всего мира. И вокруг нее поднялась настоящая истерия.
Корреспондент журнала "Life" поехал на ферму в Шотландию, где в то время обитал Пол, чтобы удостовериться в обратном. Но Маккартни, которого раздражала и эта шумиха и сами журналисты, послал корреспондента на три буквы и, окатив водой, велел убираться прочь. Как только тот последовал "совету" Пола, последний передумал, решив не ссориться с прессой, догнал журналиста и дал ему эксклюзивное интервью. В нем он, в частности, сказал: "...Уверен, что если я умру, то узнаю об этом первым".
Журнал с фотографией Пола на обложке и беседой с ним по счастливому совпадению вышел в 52-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции, 7 ноября 1969 года.
Примерно в те же дни на той же шотландской ферме случилось еще одно примечательное событие.
Дело в том, что для рекламы нового альбома Битлз было решено снять ролик на песню Something. По мысли Нила Эспинолла, продюсировавшего фильм, который снимался на формате 16 мм, в него должны были войти кадры с участием битлов и их подруг. Вскоре касательно Джона, Джорджа и Ринго этот замысел был осуществлен, потому что в то время они жил и недалеко от Лондона. А поскольку чета Маккартни в эти дни пребывала в "недрах" Шотландии, Пол вызвался самостоятельно снять свою часть ролика, что и было им с блеском осуществлено.
Кстати, это было довольно затруднительное мероприятие, требующее определенной творческой смекалки. Так, для того чтобы камера не была статичной, Пол установил ее на трактор, а сам вместе с Линдой во время движения строго следил за тем, чтобы постоянно оставаться в кадре. В итоге все у них получилось, и вскоре пленки были отосланы в Лондон для монтажа. Впервые клип был показан в программе "Top of the Pops" 13 ноября.
8 ноября - фирма грамзаписи "Capitol Records" заявила, что объемы продаж синглов и альбомов Битлз сильно возросли с тех пор, как в обществе развернулась дискуссия по вопросу: "Мертв ли Пол".
5 декабря - "Apple" реализует дебютный сингл группы Badfinger - Come and Get It/Rock of All Ages. Заглавную песню написал и продюсировал Пол. Перед записью песни 2 августа на руках у группы было демо, сделанное Маккартни, которое они и скопировали один в один. Кроме того, на тот момент группа называлась Iveys, что, по мнению Пола, звучало не слишком здорово, поэтому он посоветовал сменить название, что группа и сделала. В английских хит-парадах пластинка заняла 4-е место.
Пол: "Я сделал демонстрационную запись песни Come and Get It за 20 минут, это было как раз перед началом сеанса записи Битлз. Фил Макдональд (звукорежиссер) сидел в студии, а я, поскольку жил за углом, вбежал и сказал: "Фил, за работу, нам хватит двадцати минут". Я как бы выдохнул эту запись, сделал ее на одном дыхании... А ребятам из Бэдфингер я сказал: "Слушайте, не меняйте ничего, это получилось как надо, скопируйте запись буквально. Может быть, это несколько заденет вашу гордость или вам не захочется терять индивидуальность из-за слепого подражания, но получится хит"".
Назад к оглавлению
|