rigby@mail.ru
Главная Дискография Интервью Книги Журналы Аккорды Заметки Видео Фото Рок-посевы Викторина Новое

   АНАТОЛИЙ МАКСИМОВ. "MCCARTNEY. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"

1995


6-7 января - в домашней студии Маккартни "Mill" в Сассексе Пол, Джордж и Ринго начинают работать над второй "новой" песней Битлз - Real Love.

(Демонстрационную запись этой композиции Леннон записал в 1979 году. Работа над ней была более легкой, чем над Free as a Bird, так как здесь не было ритм-бокса.

Впрочем, голос Джона оставлял желать лучшего, и Маккартни пришлось полностью спеть все песню, подражая голосу своего напарника. В результате, по словам сопродюсера записи Джефа Линна, в том, что мы слышим, как голос Леннона, Джону принадлежит 50%.)

В эти же дни троица работала над очередным демо Леннона - Now and Then.


11 марта - все в той же маккартниевской студии проходит еще одна сенсационная сессия. Дело в том, что в эти дни в доме Пола гостят Йоко Оно и Шон Леннон! В результате появилась запись композиции Hiroshima, It's Always a Beautiful Blue Sky, которую Йоко написала в память о жертвах атомных бомбардировок Японии. В записи приняли участие: Йоко - вокал, Пол - контрабас, Линда - челеста, Шон - гитара, Джеймс Маккартни - гитара, Мэри, Хизер и Стелла Маккартни - перкуссия и бэк-вокал.


20-21 марта - там же Пол, Джордж и Ринго продолжают работу над Now and Then. Однако работа не заладилась. То ли песня Леннона не вызвала энтузиазма, то ли еще что... По свидетельству очевидцев, битлы ограничились лишь записью ритм-трека.


23 марта - в Лондоне, в Сент-Джеймском дворце, Маккартни проводит благотворительный концерт под названием "An Evening With Paul McCartney and Friends". Цель концерта - сбор средств на покупку видеоаппаратуры для студентов Королевского музыкального колледжа.

В свободную продажу билеты не поступали, те же, кого пригласили, должны были уплатить по 250 фунтов.

Среди гостей присутствовал принц Чарльз.

Вечер открылся премьерой фортепьянной пьесы Маккартни A Leaf (Лист дерева). Ее исполнила 22-летняя русская пианистка Аня Алексеева. (Ее отец - пианист Дмитрий Алексеев. Их семья в тот момент жила в Англии. Аня обучалась в вышеназванном музыкальном колледже. Перед премьерой Пол сказал: "Раз концерт организован, чтобы помочь молодым талантам, то он и решил дать шанс начинающему музыканту".)

Обязанности конферансье исполнял сам Маккартни. 10-минутная пьеса была встречена продолжительной овацией. Структурно она разбита на части, и я специально привожу их названия, чтобы вы могли оценить их поэтичность: Andante semplice, Poco Piu Mosso, Allegro Ritmico, Andante, Allegro Ma Non Tanto, Moderate и Andante Semplice 2.

Далее на сцене появился оперный певец Виллард Уайт, который, в частности, исполнил алкогольную The Drinking Song из маккартнневской Ливерпульской оратории. Затем выступила оперная прима Салли Берджесс, которая то же в свое время работала над Ораторией, а сейчас исполнила два номера: Do You Know Who You Are и Tres Conejos.

Затем на сцену вышли струнный The Broadsky Quartet и Элвис Костелло. Они чуток поиграли вместе, а затем с акустической гитарой наперевес к ним присоединился Маккартни. Вдвоем с Элвисом они исполнили битловскую One After 909, а также их совместную композицию Mistress and Maid из альбома Off the Ground.

Далее Элвис покинул сцену, уступив ее The Broadsky Quartet. Вместе с ним Пол исполнил свои 4 легендарные песни: Eleanor Rigby, For No One, Yesterday и Lady Madonna.

Перед исполнением последней на сцену поднялся принц Чарльз и объявил, что Маккартни избран почетным членом Королевского колледжа музыки. Также он рассказал забавный случай из времен битломании.

Как-то он был в аэропорту и ветер разметал его волосы, превратив прическу неизвестно во что. Дело, конечно, обычное. Однако какого же было его удивление, когда на следующий день газеты опубликовали снимок Чарльза, под которым было подписано, что принц СПЕЦИАЛЬНО расчесал волосы а-ля Битлз...

По итогам концерта запись A Leaf была издана в довольно необычном формате - в виде сингла. На его обложках были помещены два снимка осенних кленовых листьев. На одном черный лист лежит среди белых, на другом белый - среди черно-фиолетовых. Автором снимков был известный английский фотограф Энди Голдсворти. Снимки были сделаны им в январе 1981 года в лесу под Йоркширом.


29 марта - Пол, Джордж и Ринго смотрят черновой вариант документального фильма "Антология Битлз" в студии, расположенной на лондонской Венделл-роуд. Интересно, что в перерыве они втроем (!) вышли перекусить в обычное кафе, расположенное неподалеку. Народ, сидевший там, просто обалдел!


апрель - в своей домашней студии Пол работает над радио-сериалом "Oobu Joobu".


6 апреля - Пол и Линда в окружении 160 рабочих участвуют в церемонии окончания строительства (так называемый "день последнего кирпича") "Rye Memorial Care Centre" - больницы для местных жителей, которая возводилась и на деньги Маккартни в том числе.


15-16 мая - Пол, Джордж и Ринго вносят последние штрихи в Real Love. Решено, что песня будет еще одним синглом виртуально возрожденных Битлз. Троица пытается записать еще одну совместную песню. На этот раз они работают над новой совместной песней Маккартни и Харрисона - All for Love. Увы, она так и не увидела свет по вине Джорджа, который посчитал ее не слишком удачной...


16 мая - Линда открывает новую фабрику в графстве Норфолк, на которой эксклюзивно будут изготавливать вегетарианские продукты, сделанные по ее рецептам. В строительство предприятия ее владелец, Росс Янг, вложил 10 миллионов фунтов.

Линда: "Я написала книгу вегетарианских рецептов, потому что подумала: если мне удастся показать людям, что можно прекрасно обходиться без всякого мяса и при этом есть вкусно и сытно, - это облегчит им переход к вегетарианству.

Надо признаться, я и сама удивилась, узнав, что в Англии было продано 300 тысяч экземпляров. Это необыкновенный успех.

Потом по моим рецептам изготовили полуфабрикаты для супермаркетов, чтобы повысить привлекательность такой еды. Я думала, что в лучшем случае удастся продать миллион порций безмясной еды, а продано целых 14! И это только в первый год!

Моя цель - закрыть бойни или сократить их до минимума. Мне странно, что люди считают, будто животные им принадлежат.

Почему мы должны получать какую-то выгоду от животного? Разве мы не можем просто держать любимую корову или овцу? Почему мы обязательно должны перерезать им горло и так добывать деньги?"


17-24 мая - Пол, Линда, Джеймс а также звукорежиссер Джефф Эмерик в Сиэтле на студии Стива Миллера работают над новыми песнями Маккартни. Между тем, начиная


с 22 мая и до конца июля, на студии "Abbey Road" Джордж Мартин отслушивает материал для будущих альбомов проекта "Антология Битлз". Периодически к нему заходят и экс-битлы. А порой они вместе блуждают по зданию.

(Их видели на сессии композитора Майкла Наймана, проходившей в соседней студии No.3. Кроме того, были они и в студии No.1, где актер Мэл Гибсон готовил саундтрек к своей картине "Braveheart".)


25 мая - 1 июня - у Маккартни в Сассексе с ответным дружественным визитом гостит Стив Миллер.


29 мая - в Америке на радиостанции "Westwood One" премьера 13-серийного радио-шоу Маккартни - "Oobu Joobu". В этом шоу Маккартни пробует себя в роли автора и ди-джея! В рамках программы есть постоянные разделы: "Музыка в стиле рэгги", "Вегетарианские рецепты от Линды", "Демо-записи" (так называемый "Rude Corner", от названия домашней студии Маккартни, где он сделал большинство своих черновых записей).

Хронометраж каждой передачи 1 час (45 минут длится собственно программа плюс 15 минут рекламы). Трансляция передач закончится 4 сентября. Продюсер - Эдди Памер (Eddy Pamer) в 60-е годы играл в поп-группе Kaleidoscope. Интересно, что, по словам Эдди, Пол задумал свою программу еще в 1975 году!

"OOBU JOOBU"

"Oobu Joobu" - это звуковый отклик на "Ubu Cocu" - произведение французского драматурга Альфреда Жарри (1873-1907), одного из основоположников сюрреализма в литературе.

(К слову сказать, Альфред был большим поклонником модного на рубеже веков абсента, который и свел его в могилу в возрасте 34 лет.)

В 1980 году знакомый нам режиссер-мультипликатор Джеф Данбар поставил о Жарри фильм - "Ubu". Да и сам Маккартни черпал свое вдохновение у Жарри. Так, герой его песни Maxwell's Silver Hammer увлекался забавной наукой - "патафизикой", и этот термин Пол позаимствовал именно из произведения Жарри "College De Pataphysique".


15 июля - по четвертому каналу "Би-Би-Си" транслируется радиоспектакль "Remember Live Aid", посвященный 10-летию благотворительного концерта "Live Aid". В нем Пол впервые исполняет драматическую роль, да к тому же еще и в радиопостановке. Впрочем, входить в образ ему не пришлось, ведь он играет... самого себя!

Маккартни на пару с актером Питером Омеаром (исполняющим роль Боба Гелдофа) разыграл диалог, который в свое время действительно произошел между ними. Во время разговора Боб уговорил-таки Пола принять участие в концерте, хотя поначалу тот отказывался по причине отсутствия у него аккомпанирующей группы.


август - выпущен короткометражный фотофильм "Grateful Dead - a Photofilm". Его продолжительность 9 минут 17 секунд. Он базируется на 144 фотографиях группы, сделанных Линдой в 60-е годы. Официальный производитель "Juggler Films".


4 сентября - на студии "Abbey Road" Маккартни вместе с Полом Уэллером и Ноем Галлахером из группы Oasis записывает новый вариант битловской Come Together. Коллектив окрестил себя - Mojo Filters. (Эта фраза из классической ленноновской песни, по словам Пола, была придумана им.) Запись вошла в благотворительный альбом Help, который продюсировал Брайан Ино. Все средства от продажи альбома пошли боснийским детям, пострадавшим в результате очередной балканской войны.


7 сентября - ежегодная неделя "Buddy Holly Week" на этот раз прошла в лондонском зале "Shepherds Bush Empire". Среди гостей Пола - Карл Перкинс и группа The Crickets.


14 сентября - на аукционе "Сотби" рукописный текст песни Маккартни Getting Better, датированный 1967 годом, продан за рекордную сумму - 161 тысяча фунтов.


3 сентября - В Англии на обложке очередного номера самой народной британской газеты "Sun" опубликован снимок трех ныне здравствующих битлов. Это их первая общая фотография за последние 14 лет! Гонорар фотографа Тома Хенли, кстати сотрудника фирмы "Apple", составил 100 тысяч фунтов!


11 октября - на маленькой телевизионной студии в пригороде Лондона, Баттерси, Пол снялся в рекламном ролике для своего любимого детища последних лет - "Ливерпульского института исполнительских искусств". В 30-секундном ролике Пол изображает тех, на кого могут выучить в его институте.

По ходу ролика он предстает актером из шекспировской пьесы, певцом, танцором, дизайнером, осветителем и менеджером. Режиссер - Брайан Лофтус. Расширенная 40-секундная версия ролика показывалась перед сеансами в немецких кинотеатрах, а обычная демонстрировалась по каналам "MTV" и "Eurosport".


16 октября - на сцене лондонского Альберт-Холла состоялся совместный творческий акт поэта Алана Гинзберга и музыканта Пола Маккартни. В этот вечер Алан читает свои стихи и в самом конце к нему с гитарой выходит Пол, который играет музыкальную пьесу, в то время как Гинзберг читает свою "The Ballad of the Skeletons" ("Баллада о скелетах").


19 октября - в Англии выходит очередная книга кулинарных рецептов Линды - "Linda's Kitchen".

Линда: "Мы настоящие вегетарианцы.

Наш завтрак обычно состоит из яиц (от собственных кур), жареных домашних помидоров, вегетарианских сосисок, злаков и пшеничного хлеба. (Кстати, в период хлебной забастовки в Англии Пол сам пек очень вкусный хлеб.)

Обычно мы плотно завтракаем и обедаем, поэтому не собираемся на ланч. Как правило, я сама выполняю домашнюю работу, но когда я занята или уезжаю, уборкой дома занимается приходящая работница. Готовлю же я всегда сама, потому что мне это безумно нравится.

Любимые блюда Пола: гороховый суп или суп-пюре из домашних помидоров и лука. Плюс баклажаны, салаты и спагетти".


19 ноября - мировая премьера документального фильма "The Beatles Anthology" на американском телеканале "ABC". Аудитория - 48 миллионов человек!


21 ноября - в рамках проекта "The Beatles Anthology" по обе стороны Атлантики выходит первый из трех альбомов с архивными записями музыкантов. Его открывает "новая" песня Битлз - Free as a Bird. В официальном пресс-релизе были названы песни, которые также были отобраны для альбомов, однако в окончательный вариант так и не попали.

Это: Love of the Loved и То Know Her is to Love Her (из сессии для фирмы "Decca", проходившей 1 января 1961 года); My Girl is Red Hot (концертная запись, сделанная в 1962 году в Гамбурге, в клубе "Star"); She's a Woman (концертная запись 1965 года со стадиона "Shea"); Paperback Writer (студийная, чисто вокальная версия); Nowhere Man (концертная запись, сделанная в Токио в 1966 году); Think for Yourself, Love You Too, Revolution и Hey La Le Lu/All Together Now - ранее не изданные дубли; Something (студийный дубль, переходящий в джэм-сессию. Датирован 1969 годом); 27-минутная версия Helter Skelter.

Маккартни предлагал издать в рамках "Антологии" и Carnival of Light, но Джордж, Ринго и Йоко Оно высказались против нее, так как, по их мнению, эта авангардная композиция слишком нехарактерна для Битлз.


26 ноября - премьера сериала в Англии по каналу "ITV".


ноябрь - английский музыкальный журнал "Q" на обложку своего ноябрьского номера помещает еще одну новую фотографию Пола, Джорджа и Ринго. Именно здесь эти трое были впервые весьма остроумно именованы Threatles (Тритлз - от английского слова "Three" - три, трое). Кроме того, большой материал об "Антологии" поместил другой британский журнал - "Mojo". Из этих статей и составлена нижеследующая подборка.

РАБОТА НАД "АНТОЛОГИЕЙ БИТЛЗ"

Когда Пол, Джордж и Ринго приступили к совместной работе, они говорили всем посвященным, что работают над сюрпризом. О том, что это за сюрприз, выяснилось в начале прошлого года, когда "Нью-Йорк Таймс" сообщила, что трио добавляет новые вокальные и инструментальные партии к неизданной пленке, записанной Джоном Ленноном в конце 70-х.

Пол: "Это случилось, когда все деловые проблемы были решены.

Первое, о чем мы начали говорить как только все утряслось: мы могли бы сделать кое-что вместе. Мы знаем друг друга, и сейчас находимся в дружеских отношениях. Так почему бы не собраться - просто ради удовольствия - и не поработать вместе.

Наш старый приятель Нил Аспиналл начал готовить почву для осуществления этой идеи. Он сказал, что это может быть антология на компакт-дисках, на которой будет освещена вся история группы".

Джордж: "Обсуждались различные идеи: что мы могли бы, например, написать фоновую музыку или даже сочинить новую песню".

Ринго: "Мы избрали легкий путь, который заключался в том, чтобы просто сделать хоть что-нибудь. Битлз было четверо, а теперь нас осталось только трое. Мы собирались записать немного музыки, просто начать играть, и посмотреть, что получится".

Пол: "Но мы и близко не подошли к этому - просто не было ощущения, что это хорошая идея".

Ринго: "Тут неизбежно начинались проблемы. У Пола была песня, у Джорджа была песня, у меня была песня - так почему бы не записать именно ее? Мы постоянно упирались в то, что речь шла о Битлз, а не просто о Поле, Джордже и Ринго".

Пол: "Когда я понял, что возможность нашей совместной работы в студии вполне реальна, мне стало как-то не по себе. Я подумал: "Нужна ли миру запись, сделанная тремя четвертями Битлз!"

Вот если бы с нами был Джон... Трое нас - и Джон - если бы мы сделали действительно новую запись? Если бы мы могли сделать невозможное, это было бы гораздо интереснее. Это был бы вызов!"

Ринго: "Пол спросил Йоко, остались ли какие-нибудь вещи Джона, которые никогда не издавались. Может, мы могли бы поработать с ними".

Пол: "Она была немного удивлена, когда я позвонил, потому что наши отношения были немного натянуты. Но она сказала, что у нее есть три записи, включая Free as a Bird. Я никогда их не слышал раньше, но она объяснила, что поклонникам Леннона они хорошо известны, так как выходили на бутлегах.

Я сказал Йоко: "Не ставь нам слишком много условий, это действительно очень тяжело, в моральном отношении. Кто его знает, может, мы возненавидим друг друга уже после двух часов совместной работы в студии и просто разойдемся.

Не надо никаких условий, ведь это очень тяжело. Если у нас получится что-то не то, ты можешь не дать этому хода".

Я поставил ребятам запись, предупредив Ринго, чтобы он приготовил свой платочек. Причем я сразу же влюбился во Free as a Bird и подумал, что работа над ней вместе с Джоном доставила бы мне огромное удовольствие.

На меня произвела впечатление мелодия, и аккорды... эта песня мне действительно полюбилась. И Ринго, и Джордж - все мы поняли, что хотим ее записать.

Вообще-то я сначала представлял ее с оркестровками в духе Джорджа Гершвина, как вещь сороковых годов. Но вышло все совсем иначе. Ведь первая идея не всегда самая удачная.

В конце концов, мы решили записать все как можно проще".

Ринго: "Вначале нам было непросто свыкнуться с мыслью, что мы будем делать эту запись вместе с Джоном. И в то же время его с нами не будет. Поэтому нам нужно было представить, что он вышел выпить чашечку чая или уехал в отпуск. Только таким образом я мог примириться с этим".

Пол: "Мы согласились с тем положением, что он предоставил нам свободу, потому что это означало, что мы не относимся к Джону как к святому или мученику - это ведь Леннон, тот чокнутый парень, которого мы помнили!

Мы могли смеяться и говорить: "Как это на него похоже - он совершенно не держит ритм! Черт возьми, он никогда не держит ритм, этот Леннон!" Он бы и сам отпускал те же шуточки, если бы это была моя кассета.

Джордж Мартин не принимал участия в записях. Сначала я хотел, чтобы он работал с нами. Я думал, что ему будет немного обидно, если мы его не пригласим. Но Джордж сейчас редко занимается продюсированием, потому что слышит не так хорошо, как прежде. Он очень ответственный человек: "Я люблю делать достойную работу". Если он чувствует, что не сможет сделать эту работу достаточно хорошо, он не будет ее делать. Это очень благородно - многие люди на его месте воспользовались бы возможностью подзаработать. К тому же Джордж очень хотел, чтобы с нами работал постоянный продюсер. Он был знаком с Джеффом Линном. Я боялся, что мы с ним не сойдемся. Но к счастью, все оказалось не так - Джефф отлично все сделал. Когда Джордж Мартин услышал работу Джеффа Линна, он остался доволен.

Перед сессией звукозаписи мы все обговаривали, и я старался по возможности помочь все устроить. Мы ведь даже не знали, сможем ли мы находиться вместе в одной комнате, не то, что записывать музыку после всех этих лет.

Мы говорили с Ринго об этом, и он сказал, что это может быть даже весело. Мы не виделись долгое время, и пресса не докучала нам, потому что никто не знал, что мы собрались в студии.

Мы знали, что не сможем сделать ничего лучше, чем Битлз, но в память о былых временах мы решили, что неплохо бы устроить все это".

Джордж: "Если вы слышали оригинальную версию, то вы знаете, что Джон играет в ней несколько другие аккорды. И когда мы начали работать, были сомнения вроде: "Подождите, я не очень уверен насчет того, какой аккорд здесь играется, и почему бы нам не попробовать новый?"

Мы предоставили себе некоторую свободу, и смело изменяли некоторые вещи".


P.S. Справедливости ради стоит отметить, что не все восприняли Free as a Bird на ура.

В прессе песню неоднократно называли "скучной", "глупой" и "посредственной". По мнению некоторых британских журналистов, все было затеяно "великолепной тройкой" с единственной целью - пополнить похудевшие кошельки.

Радиоведущий Джонатан Кинг заявил: "Она не просто плохая. Free as a Bird - ужасная и позорная. В голосе Джона слышится, что он считает песню провальной и надеется, что никто никогда ее не услышит. Все это чисто коммерческая акция".

Впрочем, у каждого свой взгляд на вещи...


7 декабря - в Лондоне во время обследования у Линды обнаружена раковая опухоль...

Назад к оглавлению